12 Ноября в 11:52dzen.ru

Какая профессия в СССР считалась самой постыдной?

Какая профессия в СССР считалась самой постыдной?

«Все профессии нужны, все профессии важны», — так писал классик. Но не все профессии в СССР уважали одинаково. Ценились, понятное дело, рабочие и колхозницы. К интеллигенции относились по-разному. Было даже такое выражение: «Интеллигент вшивый», — с намеком на то, что люди творческих профессий ничего полезного не создают, сильно себя не утруждают и так далее. Хотя тут были двойные стандарты. Если интеллигент был человеком идеологически правильным. То претензии к нему не предъявлялись.

Несколько примеров:

1. Юрий Левитан. Хлипкий человек небольшого роста с невероятным голосом. Он вряд ли что-то делал руками. Но он внес огромный вклад в борьбу нашей страны, нашего народа с немецко-фашистскими захватчиками и военным преступником Гитлером.

2. Сергей Михалков. Человек, которой написал гимн для Советского Союза, который сочинил много стихов для детей – с моралью.

Далее в статье речь тоже пойдет об интеллигенции, но несколько другой.

Натурщицы

В Советском Союзе не было такого слова. Вернее, слово, может быть, и было, но не существовало профессии. Согласно статистическому сборнику «Социальное развитие СССР», девушки (и не только), были «демонстраторами пластических поз». Позы они демонстрировали за деньги.

А художники эти самые пластические позы переносили на холст.

Работа так себе. И дело было не в том, что «демонстраторов» осуждали.

Условия труда

Как вы, наверное, представляете, натурщицам приходилось по несколько часов находиться в одной и той же позе. А это было непросто. Попробуйте сами как-нибудь хотя бы лечь и не шевелиться час. Тяжело.

А еще в процессе работы было не принято разговаривать с художником. И, вообще, с мастером не рекомендовалось устанавливать дружеские отношения. В первую очередь, потому что художника это могло отвлекать.

Сами студенты творческих вузов рассказывали, что очень сложно писать с натуры, когда есть какие-то отношения с «демонстратором». Особенно тяжело, если к человеку есть неприязнь. Тогда вот эти все негативные эмоции выливались на холст. А это никому не нужно было.

Но и приятельские отношения не рекомендовалось заводить. Образно говоря, натурщица должна была оставаться вещью, предметом неодушевленным, в который художник вкладывал душу – свою, а не «срисовывал» её. Плюс – обнаженное тело могло вызвать определенные фантазии, желания. Это в советском обществе было недопустимо.

Еще один минус работы – низкая зарплата. В среднем, 80 – 120 рублей – в зависимости от региона, от именитости художника и так далее.

Впрочем, профессиональных натурщиц – таких, чтобы занимались этим с утра до ночи, почти не было. Мало кто выдерживал. В основном, подрабатывали студентки. Соответственно, оплата была другой. За час, за пару часов. За сутки, в крайнем случае. Это была подработка – не более.

Почему «демонстраторов» не любили

Основные причины изложены в тексте, нужно только акцентировать на них внимание:

1. Саму профессию считали «срамной». Нужно было обнажаться перед художником. Хотя, на самом деле, не всегда натурщицам это требовалось. Ведь писали не только обнаженные тела, но и просто людей в определенных позах. Поэтому, это, скорее, популярный стереотип, чем правда – про обнажение. Но люди, в основном, живут заблуждениями. Немного из другой оперы, но всё же: совсем недавно так называемая удаленная работа стала приниматься обществом. Потому что, например, была пандемия. И многие ушли на «удаленку». А лет пять назад всякого рода фрилансеров не понимали и не принимали. Работа – это же то, куда нужно ходить с утра, быть в офисе или в цеху до вечера. Меж тем, те же программисты спокойно сидели дома и зарабатывали намного выше среднего.

2. «Бесполезность». То, о чем тоже было немного рассказано. Вот рабочий на заводе, шахтер в забое – это были, без вопросов, полезные люди. А что такое натурщица? А какая польза. А никакой… Так считали. Конечно, это было заблуждением. Я даже не буду объяснять, почему так считаю.

3. Поговаривали, похихикивали, что натурщицу нужны не столько для позирования, сколько для удовлетворения других потребностей художника. Я этого не исключаю. Но всё же связи, которые мы можем подразумевать, считались дурным тоном.

Самое печальное, пожалуй, то, что имена великих художников знают многие. А вот натурщиц, которые позировали мастерам, почти никто не помнит.