23 Июля в 21:05propositive.ru

Он умер от тоски — Эраст Гарин

Он умер от тоски — Эраст Гарин

Карьеру выдающегося артиста перечеркнул несчастный случай. Получив инвалидность, Эраст Гарин вмиг перестал интересовать тех, кто еще вчера звал его в свои проекты.

Худощавый, угловатый, он будто специально носил мешковатую одежду, подчеркивающую его нелепость. Но, когда на сцене оказывался Эраст Павлович, в зале был аншлаг. Этого артиста за глаза называли “мастером перевоплощений”. На одном спектакле он умудрился сыграть сразу семь ролей, и в каждой был убедителен.

Говорили, он научился этому у своего учителя Всеволода Мейерхольда. Именно он заметил юный талант и посоветовал ему развивать свои способности дальше. Гарин был единственным, к кому мастер прислушивался – а это дорогого стоило!

Мейерхольд, собираясь на репетицию в театре, где должен был присутствовать его ученик, говорил взволнованно супруге:

“Бегу туда окрыленный, ведь там меня ждет Гарин!”

Известность Гарину принесла роль Гулячкина в пьесе “Мандат” (1925)

В театре он был нарасхват, а с 1934 года актера стали звать и в кино. Правда, чаще на роли комиков. Подходящая для подобного амплуа у него была внешность! В итоге артист сыграл в таких картинах, как:

“Женитьба”,

“Обыкновенное чудо”,

“Джентльмены удачи”,

“12 стульев”.

В основном это были эпизодические роли, из которых Гарин сумел сделать полноценные. По крайней мере, зрители воспринимала его героев как важных участников повествования: над их репликами хохотали, за них переживали. Особенно ему были “к лицу” сказки — одного только короля он сыграл трижды, и все в разных постановках.

Несмотря на это, худсовет киностудии “Ленфильм” чуть ли не официально отказывал ему в главных ролях из-за “несоответствия облику положительного советского персонажа”.

Было обидно, но, вместо того чтобы эту обиду в себе лелеять, Эраст Павлович искал другие варианты. Так он начал режиссировать фильмы сам. Например, “Принц и нищий”.

И все же Гарин оставался популярным. Кто знает сколько блестящих ролей он мог бы еще сыграть, если бы не случайность.

В 1966 году актер возвращался домой со съемок фильма “Веселые расплюевские дни”. Подробностей до сих пор не найти, но, по слухам, Гарин попал в аварию. В катастрофе Эраст Павлович потерял один глаз. Второй оказался сильно травмирован, но поначалу врачи обнадеживали: его еще можно спасти. Время шло, зрение падало. В конце концов, второй глаз практически перестал функционировать. Как итог, артист стал почти слепым.

Свою особенность Эраст Павлович прятал за стеклами очков, но от реальности все равно было не убежать. Проблема со зрением значительно снизила его работоспособность. И если первое время режиссеры еще шли на встречу (например, после аварии как раз был снят фильм “Джентльмены удачи”), то потом перестали приглашать на съемки.

Стоит прибавить к этому времени — Гарину было уже за шестьдесят. Становилось понятно, что, скорее всего, на карьере артиста придется поставить крест.

Это были 1960-е – время расцвета кинематографа. Все коллеги активно снимались, да и сам Эраст Павлович еще помнил времена, когда за год ему удавалось поработать над 2-3 фильмами. А скольким режиссерам он отказывал из-за занятости! Теперь это было в прошлом.

Артист до последнего старался не отчаиваться. Когда он понял, что кино от него отныне закрыто, пошел в озвучку. В этой сфере он пробовался и ранее, теперь же лишь продолжил шлифовать свое мастерство.

Читайте также: «Как жила и творила певица и композитор Людмила Лядова»: жизнь, браки и пятый молодой муж, с которым она обрела счастье

Гарина стоит поблагодарить хотя бы за озвучивание любимого всеми детьми героя — грустного ослика Иа в мультфильме про Вини-Пуха. Кстати, советский аниматор Федор Хитрук, который занимался производством этого детского шедевра, не раз говорил, что у него даже не было сомнений, чьим голосом должен говорить ослик. “Он полностью соответствует этому образу!” – отмечал он, имея в виду Гарина. Такой же печальный, отстраненный, “человек в себе”.

Кто же оказался рядом с Эрастом Павловичем в столь непростой для него период? С ним была любимая супруга Хеся Александровна. Они поженились в 1922 году: предложение руки и сердца Гарин сделал спустя несколько дней после знакомства. Он даже не сомневался, что именно эта девушка должна составить для него партию.

Он влюбился в Хесю с первого взгляда…

Супруга его обожала. Будучи режиссером-сценаристом, она выпустила не один фильм в соавторстве с мужем. На работе их и вовсе воспринимали как одно целое. Однако была в их отношениях одна история, о которой пара не любила вспоминать. И все же из песни слов не выкинешь…

В 1930-е закулисье потрясла новость, которая передавалась из уст в уста не иначе как шепотом. Судачили, что у Гарина есть любовница — литературный редактор Любовь Руднева, младше Гарина на 12 лет. Неудивительно, что в какой-то момент девушка объявила о своей беременности от знаменитого артиста.

С одной стороны, он был на седьмом небе от счастья. Ходили слухи, что любимая супруга не могла подарить ему ребенка, так что новость о пополнении Гарин воспринял с воодушевлением. Однако совесть не позволяла ему бросить Хесю. Чтобы оградить ее от всеобщего внимания, артист перевез семью из Москвы в Ленинград.

Стало легче всем, кроме него самого. Несмотря на чувства к жене, Любу Гарин тоже любил. Это было запретное, но очень сильное чувство. Тем более она носила под сердцем его ребенка…

Вскоре у Рудневой родилась девочка. И тут уже невозможно было делать вид, что ничего не происходит. Артисту пришлось оставить законную супругу и переехать к новой возлюбленной и новорожденной малышке. Вместе с Любой они прожили в согласии шесть лет, но никто не знал, что все это время творилось на душе у актера. Он разрывался между двумя любимыми женщинами.

Читайте также: Виктор Сергачев: жизнь, творчество и последняя воля актера

В конце концов было принято непростое, но единственное верное (как ему казалось) решение — Гарин вернулся к Хесе. Та шесть лет ждала его, не устраивая личную жизнь, а когда блудный муж вернулся, ни слова упрека он от нее не услышал.

Пока Эраст Павлович еще мог работать, он без устали трудился. Озвучивал мультфильмы на студии “Союзмультфильм”, создавал собственные радиоспектакли. И, конечно, очень страдал от того, что не может заниматься главным делом своей жизни — играть на сцене и сниматься в кино.

Даже звание Народного артиста СССР, которое он получил в 1977 году, в корне не изменило ситуацию. Гарин понимал, что это лишь дань его прошлым заслугам, а о чем-то новом ему пришлось забыть.

Возраст давал о себе знать – в последнее время он стал часто попадать в больницы то с одним недугом, то с другим. Со временем было принято решение отправить артиста в родную Рязань. Там он целыми днями лежал в постели, под конец уже даже не вставая. Коллеги и друзья часто навещали его в Москве, но до Рязани не доезжали. К тому же у всех были свои дела. Гарин это понимал, но в глубине души страдал: забыли, оставили…

Если раньше артист хотя бы мог проводить время за чтением, то теперь и это ему было недоступно. Зрение окончательно упало, он почти ничего не видел. Под конец жизни даже перестал общаться с родными: жестами показывал, что говорить ему тяжело и он лучше промолчит.

Эраст Павлович ушел тихо, в начале осени 1980 года. До сих пор причины его смерти не названы. Родные говорят, что он умер от тоски.