Она переиграла в кино много мам и бабушек — добрых, заботливых, часто забавных. Но в жизни у актрисы не было ни детей, ни внуков. Навещать её в психиатрической клинике, куда она попала на закате жизни, было некому. «Всесоюзная бабушка» вовсе не была «безобидным божьим одуванчиком»: могла запросто резать «правду-матку» в глаза, нередко вступала в конфликты в театре или на съёмочной площадке. Один из актёров как-то сказал ей: «Вас никто не любит! Кроме народа…»
Без образования
Первым наставником Татьяны стал отец: Иван Пельтцер был превосходным актёром, режиссёром и педагогом. Уже в девять лет Танечка получила первый гонорар за свою роль в постановке «Дворянское гнездо». А через год сыграла Серёжу в спектакле «Анна Каренина».
Повзрослев, Татьяна начала играть в разных театрах. Только вот актёрского образования она так и не получила: не сложилось. Впрочем, Пельтцер нисколько от этого не страдала, — даже бравировала, повторяя, что лучшего педагога, чем её отец, не бывает, и что он научил её всему, что должен знать и уметь артист.
В Германии
В 1927 году жизнь Татьяны повернула на новые рельсы: она вышла замуж за немецкого гражданина Ганса Тейблера и уехала с ним в Германию. Всё было просто замечательно: 23-летняя Таня выучилась печатать на машинке и неплохо зарабатывала, у мужа была хорошая должность, молодые ни в чём не нуждались, могли себе позволить многое. Только вот скоро Татьяна остро ощутила: её не хватает сцены. Местный театр, в который она устроилась, не мог заглушить тоски по родине.
На родину!
А через четыре года у Татьяны случился роман с другим мужчиной. Она воспользовалась этим, чтобы бросить мужа и вернуться в СССР. Она даже вернула девичью фамилию. Правда, с Гансом вскоре помирилась, и они долго поддерживали дружеские отношения, переписывались, общались. Актриса без образования продолжала играть то в одном, то в другом театре, пока однажды её не уволили — из-за отсутствия того самого образования. Тридцатилетняя Пельтцер не стала горевать: устроилась работать машинисткой на завод.
Зрители думали: пьяница
Прошло несколько лет, пока ей не удалось вновь вернуться на сцену. Возвращение было триумфальным: в Театре Миниатюр она добилась большого успеха. Играла множество крошечных ролей и безымянных эпизодов — соседок, молочниц, нянек, но так ярко, что зрители приходили специально «на Пельтцер». А параллельно начала сниматься в кино. Начала тоже с эпизодов, а потом сыграла тунеядку и выпивоху Лукерью в картине «Свадьба с приданым», да так правдоподобно, что зрители сделали вывод: актриса и сама не прочь выпить, и вообще такая же, как её героиня.
«Всесоюзная бабушка»
Настоящая слава пришла к Пельтцер на пороге 50-летия, после «Свадьбы с приданым». Ей предлагали всё новые и новые роли — смешных старух, бабушек, тётушек. И она играла — каждый раз по-разному. «Солдат Иван Бровкин», «Максим Перепелица», «Приключения жёлтого чемоданчика», «Морозко»… Скоро её стали называть «всесоюзной бабушкой».
Неуживчивый характер
К своей работе в театре Татьяна Ивановна относилась очень серьёзно и добросовестно. И требовала того же от других, частенько не стеснялась в выражениях. Скоро о ней пошла слава как о скандальной и вздорной «старухе». После 30 лет работы в Театре сатиры она уволилась оттуда, громко хлопнув дверью напоследок: поссорилась с Валентином Плучеком. Талантливую актрису приняли в труппу «Ленкома». На сцене этого театра она блистала ещё много лет, Марк Захаров относился к актрисе с неизменным уважением, преклонялся перед её талантом, поддерживал её до последних лет жизни Татьяны Ивановны.
Трудная старость
Даже в 75 лет она оставалась бодрой и лёгкой на подъём: играла довольно сложные роли в кино и театре. Она называла себя «счастливой старухой»: несмотря на то, что у неё не было ни детей, ни внуков, её любила вся страна. А потом, увы, начались возрастные изменения. «Всесоюзная бабушка» теряла силы и энергию. Не помнила слов роли. Забывала о выходе на сцену. И всё же коллеги изо всех сил помогали ей, — ведь она не представляла своей жизни без работы, без любимой сцены. Марк Захаров поставил спектакль .
В нём Татьяна Пельтцер сыграла вместе с Александром Абдуловым.
Они очень дружили, Абдулов называл ее «бабушкой»и всячески помогал. Выходить на сцену актрисе, уже отметившей 85-летие, было невероятно тяжело. Но её не снимали с роли: выводили под руки, подсказывали слова. И зал всегда тепло встречал любимую актрису.
Психиатрическая клиника
В начале 90-х Татьяна Ивановна уже не могла оставаться дома: очень плохо себя чувствовала. Прогрессировала болезнь Альцгеймера, развилась мания преследования, болезненная подозрительность… Её определили в психиатрическую клинику с диагнозом «нервное перенапряжение». Она почти не узнавала друзей. Когда в клинику пришла Ольга Аросева, Татьяна Ивановна горячо обняла её, а на вопрос — кто это к вам пришёл? — она задумалась, а потом сказала: «Друг мой пришёл!». И заплакала…
На некоторое время Пельтцер вернулась домой — там за ней ухаживала домработница Анна Кукина.
Но вскоре снова оказалась в больнице. В 1992 году актриса неудачно оступилась, упала и сломала шейку бедра. С постели она больше не встала. 16 июля Татьяна Ивановна Пельтцер умерла, завещав свою квартиру домработнице Анне — в благодарность за заботу. Библиотека актрисы досталась по завещанию Марку Захарову. Для всех — и коллег великой актрисы, и зрителей, — было ясно: вместе с ней ушла целая эпоха.